Боги и демоны

Хотя джайны не верят в Высшее Существо, Троицу и даже в истинность реальности вращающейся вселенной, все же они принимают практически всех богов, мудрецов, полубогов и демонов индуистской мифологии. Боги отличны от людей, но они вовсе не всемогущи и далеко не все добродетельны. У них есть свои божественные недостатки. Хотя они обладают определенным оккультным могуществом, все же в определенном отношении они занимают достаточно низкое положение. Ни один из богов не может достичь освобождения, пока не переродится в человеческом облике. Достичь освобождения способны лишь люди. Вместе с тем, некоторые боги удостоены особой чести – им поклоняются, что, несомненно, является следствием влияния индуизма.
Хотя в джайнизме и не существует короткого пути к спасению, все же не стоит поддаваться абсолютному отчаянию. Даже ни один из демонов не проклят на веки вечные. Демоны тоже отрабатывают свою карму, и через миллионы эпох сагара или пурва или сагаропама тоже способны достичь освобождения. А ады и патала – это только чистилище.

Чтобы понять натуру, занятия и обычаи демонов и богов, читателю необходимо ознакомиться с джайнской концепцией универсума. Все пространство вселенной делится на три части: высший, средний и низший регионы. Джайны представляют это строение в виде фигуры безголового человека. Поясница и талия человека представляют собой средний регион, ноги – нижний регион, туловище – верхний регион.

Преисподняя делится на семь адов. Самый нижний и самый темный их них – седьмой – расположен в правой стопе мистической фигуры. Первый ад называется Ратна-прабха, или сокровище. Второй – Шаркара-прабха, или сахар. Третий – Валука-прабха, или песок. Четвертый – Панка-прабха, или грязь. Пятый – Дхума-прабха, или дым. Шестой – Тама-прабха, или тьма. Седьмой – Махатама-прабха, или Великая тьма. Эти ады, по сути, – камеры для пыток, и меньшие по рангу боги занимаются тем, что мучают здесь души грешников.

Существуют пятнадцать видов богов, которые живут в адах и пытают свои жертвы. Боги амба терзают нервы жертв. Амбараса отделяют плоть от костей. Демоны сама избивают жертвы палками. Демоны сабала разрывают их плоть. Рудры пронзают их копьями. Махарудры разрубают плоть на мелкие куски. Кала поджаривают жертв. Махакалы разрывают их тела щипцами. Асипала держат мечи и рубят этими мечами. Лучники-дхану стреляют в них из луков.

Кумбха мучают порошком перца чили. Демоны валу погружают жертвы в горячий песок. Ветарани бьют грешников о камни. Кхарасвара сажают грешные души на шипы. Махагхоша запирают их в темницах.

На одном уровне с адами, но на другой стороне, которую представляет левая нога фигуры, находится Патсиш. Патала населена мелкими божками и демонами. Божественные существа делятся на десять классов и называются бхавана-пати. Демонов подразделяют па две большие группы под названием вьянта-ра и вана-вьянтара; каждая из них имеет несколько подразделений. Наиболее известные из группы вьянтара – это пишачи, живущие на дереве кадамба, бхуты, которые живут на дереве суласа; якши, живущие на баньяне, гандхарвы, что живут на дереве тимбара, и махораги, живущие па дереве Нага. Все это нечистая сила. Ракшасы, живущие па дереве кхатамба, а также кимпуруши, живущие на дереве чампака, являются белыми вьянтарами.

Однако еще более страшными, чем вьянтары, предстают вана-вьянтары. Существует восемь групп последних: анапанни, панапанни, ишивайи, бхутавайи, кандийе, махакандийе, коханда, паханга.
Средний регион – это земной мир, в котором мы живем. В нем существует восемь континентов, имеющих форму кольца, и каждый из них отделен от другого океаном, имеющим подобную же форму. В центре этого региона возвышается могучая гора Меру. Мокша – освобождение – может быть достигнуто только в этом регионе.

Верхний регион называется кальпа, а более нижний – кальпатита. Просторы мира кальпа были измерены, чего нельзя сказать о втором. Первый регион расположен непосредственно над средним регионом и в свою очередь поделен на шестнадцать миров дева-лока, или небес. Их перечисляют, начиная с нижнего мира:

  1. Саудхарма
  2. Айшана
  3. Санаткумара
  4. Махендра
  5. Брахма
  6. Брахмоттара
  7. Лаутака
  8. Капишта
  9. Шукра
  10. Махашукра
  11. Сатара
  12. Сахасрара
  13. Ананта
  14. Праната
  15. Арана
  16. Ачьюта

Регион кальпатита подразделяется на девять миров, называемых грайвеяка, и пять миров ануттара.
Самое высшее сословие богов живет в самых верхних регионах. Статус богов высшего региона, однако, не равнозначен. Наиболее широкая их классификация делит их на две группы: джйотиши – боги более ярких регионов, и виманаваси – боги, живущие на небесах. Каждая из этих двух групп подразделяется на множество других, более мелких. Эта классификация основана на том, в каких мирах они живут; есть же и другая, которая классифицирует их по роду занятий, подобно кастовой системе среднего региона. Среди богов есть и благородные сословия и слуги. Из последних самое низшее место занимают подметальщики, которые содержат улицы небесного города в чистоте. Они – неприкасаемые и живут вне городских стен.

Существует и другое разделение, основанное на степени их духовного развития. Некоторые боги равнодушны к религии, и им безразличны проповеди великих мудрецов. Другие же склонны к религии, и с охотой внимают проповедям святых. Все боги счастливы; они едят, пьют и поют. Как и в индуистской мифологии, Индра является царем богов и в джайнизме.

Над регионом кальпатита расположен зенит мира под названием Сиддха-шила; там обитают, пребывая в непрестанном блаженстве сиддхи (освобожденные души). Также там живут 24 тиртханкары нашей этой эпохи (авасарпини).

image92

Гандхарва.

Posted in Индия. Эпос, легенды, мифы.