Будда и Нирвана

Девадатта

Горячий прозелитизм Будды создал ему много врагов. Особенно были встревожены брахманы, поскольку впервые законность их привилегированного положения была поставлена под сомнение. Конечно, и прежде существовали такие мыслители, как материалист Брихаспати, который еще до Будды учил доктринам, противоречащим устоям брахманизма. Но мыслители, подобные ему, и их ученики держали свои нечестивые взгляды при себе, и их идеи почти полностью умерли вместе с ними.

А в методе буддизма присутствовала не имеющая аналогий и прежде не известная за всю историю развития индийской религиозной мысли техника. Проповедь, адресованная к народным массам, и обращение в новую веру сотен людей не были известны до Будды. Поэтому брахманы не без оснований страшились, что, если Будде не воспрепятствовать в его деятельности, они лишатся не только их привилегированного положения, но и хлеба насущного. Поэтому они решили бороться с ним любыми доступными средствами, честными и бесчестными.

Как свидетельствуют тексты, на жизнь Будды было совершено три покушения. Все они были подстроены Девадаттой. Последнему приписывают столько злых деяний, что он предстает скорее как воплощение идеи зла, чем определенная личность. Говорят, что он достиг великих оккультных сил и материальных благ путем аскезы и интриг. У него было много учеников, и он смог втереться в доверие к царевичу Аджаташатре, который, подстрекаемый Девадаттой, убил отца и захватил трон.
Как только Аджаташатра стал царем, Девадатта попросил у него тридцать одного человека для выполнения подлого преступления, которое он задумал. Он направил одного из них убить Будду, двоих, чтобы убить убившего, а четырех, чтобы те прикончили их, восемь для убийства четырех, оставшиеся шестнадцать – на убийство восьмерых. С последними он собирался разделаться сам, сохранив таким образом все дело в секрете. Но все потенциальные убийцы, увидев Будду и услышав его проповеди, сделались его учениками и стали жить при нем.

В другой раз, когда Будда прогуливался у подножья скалы, Девадатта обрушил на него огромный камень. Благой едва избежал верной смерти, когда камень упал и, расколовшись пополам, слегка повредил ему ногу.

Девадатта затем сделал еще одно покушение на жизнь Будды. Он напоил свирепого слона Малагири изрядной долей пива и выпустил его на тропу, по которой Будда направлялся за подаянием. Братья-монахи испугались и умоляли Будду спасаться бегством, но, поскольку он не обратил внимания на их увещевания, они решили защитить его, создав вокруг него кольцо. Тогда он властно приказал всем оставаться на своих местах. Несмотря на его слова, Ананда решил выйти вперед Будды и встретить животное лицом к лицу, но его точно схватил временный паралич, и он осознал, что не может двигаться.

На пути слона, направлявшегося к Будде, неожиданно оказался ребенок, которого слон был готов уже схватить, но Благой приказал ему оставить дитя в покое. Повинуясь этому приказу, слон оставил ребенка и бросился бегом к Будде. Однако, когда он приблизился, «ярость его поутихла, и он тихонько подошел к Будде и преклонил пред ним колени». Тогда Будда прочитал ему проповедь и «слон пять раз повторил пять заповедей для всех людей».

После обращения слона Будда послал своих учеников прочитать проповедь последователям Девадатты. Их миссия закончилась удачно, и ученики Девадатты оставили того, пока он спал, и ушли к Будде. Вскоре Девадатта заболел и лежал больной в течение девяти месяцев. Это несчастье, видимо, повлияло на него и принесло раскаяние его душе. Во всяком случае, по выздоровлении он решил посетить Будду и направился прямиком к монастырю, где тот обитал. Когда он приблизился к воротам монастыря, земля разверзлась и стала исторгать языки пламени, начавшие пожирать его. Девадатта закричал, прося помощи у Будды, и «пропел стих из гимна, в котором говорится о принятии трех драгоценностей: Будды, учения и общины; и это мгновенно помогло ему, хотя он тем не менее, все же отправился в ад, где обрел огненное тело высотою в шестнадцать миль».

Будда посещает небеса Таватимса

Девы (боги) узрели чудеса, что свершал на земле Благословенный и захотели видеть его у себя. Поэтому Будда посетил небеса Таватимса и жил там в течение трех месяцев. Индра украсил свой собственнный трон, чтобы Благой сидел на нем. Но высота трона Индры была пятнадцать лиг, в то время как рост Благого лишь двенадцать локтей. Индра не знал, как приспособить трон к пропорциям почетного гостя, но когда Будда приблизился к трону, тот уменьшился до удобного размера. Казалось, он был сделан специально для Будды. Благословенный проповедовал богам, и мириады их встали на путь дхармы.

«Когда для Будды пришло время возвращаться на землю, Индра сделал так, что с небес на землю протянулись три лестницы: две золотые и одна серебряная. По одной из лестниц, ступени которой были сделаны из золота, серебра, кораллов, рубинов, изумрудов и других драгоценных камней, Будда спустился на землю. Впереди него шествовал и дул в свою раковину Индра. По другой золотой лестнице шли боги с музыкальными инструментами, а по серебряной лестнице шествовали брахмы и несли церемониальные зонты. Сопровождаемый такой процессией, Будда вернулся в свою обитель».

Достижение нирваны

Будда дожил до преклонного возраста и умер, когда ему было восемьдесят четыре года. Его кончина, однако, была ускорена одним прискорбным случаем. Когда он остановился в манговой роще в Паве, кузнец по имени Чунда захотел порадовать его. Он приготовил свиное мясо и преподнес его Будде. Будда съел его и тут же почувствовал резкую боль, которая вылилась в серьезное недомогание. Тело его уже состарилось и было слабым, он ощущал, что конец его близок. Чтобы никто не упрекал Чунду, Будда сказал ученикам: «Передайте кузнецу Чунде, то, что он предложил мне эту пищу, принесет великое благо, поскольку это есть непосредственная причина того, что я достигну окончательной нирваны. Есть два дара, которые принесут великую заслугу. Первый был дан Суджатой, перед тем как я достиг высшего видения, второй – только что был сделан Чундой. Это два наивысших дара».

Будду перенесли из основного лагеря в рощу деревьев сал. Новости о его болезни мгновенно распространились в соседних царствах, и цари, царицы, знать, брахманы, любопытствующие и многие другие пришли, чтобы увидеть его. Даже будучи па пороге смерти, он строго наказал своим последователям пропускать к нему любого, кто бы ни пришел, в особенности, если пришедший стремится прояснить какие-то сомнения.

Когда смертный час настал, Будда сказал Ананде: «Теперь я ухожу в нирвану. Я оставляю вам мои предписания, мое учение. Физические элементы всеведающего действительно умрут, но три драгоценности останутся». Тут Ананда не выдержал и разрыдался. Тогда Будда продолжил: «Не позволяй тревогам овладеть тобой, не плачь. Ведь я учил тебя, что нам суждено расставаться со всем самым дорогим и любимым. Ни одно рожденное существо, ничто созданное не избегнет уничтожения, неотделимого от самой жизни. Невозможно ничто постоянное. О Ананда, долгое время, которое ты свершал праведные поступки мыслью, речью и делом, способствовало тому, что ты так приблизился ко мне. Ты успешно продвигаешься. Будь настойчив, и ты тоже освободишься от жажды жизни, от этих цепей неведения». Затем он повернулся к другим людям, оплакивавшим его, и поручил им позаботиться об Ананде. Он сказал также, что даже наименее развитые из присутствующих, кто встал на путь освобождения, никогда уже не заблудятся в сансаре, но в конце концов обязательно добьются своей цели, достигнув нирваны. После недолгого молчания он произнес: «О монахи, я убеждаю вас, что все, из чего состоит человек, и все способности человека обречены на смерть; будьте же старательны в своем труде ради освобождения . Вскоре после этого Будда «потерял сознание и отошел».

Тело оставили в покое на шесть дней. Его кремировали на седьмой день. Рассказывают, что попытки поджечь сложенный костер были тщетны, пока в положенное время он сам пе загорелся. После того как его плоть поглотил огонь, святые мощи Благословенного остались лежать подобно «россыпи жемчуга».

Восемь царей провозгласили свое право на мощи святого и спорили столь страстно за владение ими, что, казалось, неизбежно вспыхнет война за тело человека, который всю свою жизнь стремился к миру и согласию между людьми. Разум, однако, возобладал, и мощи были поделены на восемь равных частей, и каждый царь получил свою долю. Цари взяли их в свои страны и поместили их в прекрасные ступы.

Почитание этих мощей и ступ является отличительной особенностью буддизма.

Posted in Индия. Эпос, легенды, мифы.